Рейтинг@Mail.ru
Валяние шерсти – процесс, история, тенденции | Интернет-магазин Мир кожи. Тел: +7 (926) 292-30-64, +7 (499) 347-83-04
Телефоны:
+7 (926) 292-30-64 +7 (916) 115-53-98
Обратный звонок
Режим работы:
Пн-Сб с 9:00 до 19:00
Вс - с 9:00 до 18:00
Валяние шерсти – процесс, история, тенденции

Невероятно, но факт: щегольская фетровая шляпа и простонародные валенки являются генетическими родственниками. Их обоих изготовили методом валяния. Валяния натуральной шерсти. В русском языке это занятие имеет множество звучаний – кроме уже помянутого валяния, срезанные с животных шерсть могут свойлачивать, фильцевать или набивать. Английский аналог этого же процесса – фелтинг, производное от слова felt.

Первобытные люди валяют … шерсть

Первые попытки валяния шерсти первобытные люди предприняли еще восемь тысячелетий назад. Предположительно наши полудикие предки собирали оставленные на кустах пучки шерсти мамонта, волосинки с конского хвоста или обрывки меха с гривы льва. Предки были еще глупы, умели утепляться лишь в шкуры поверженных животных, поэтому шерсть собирали лишь эпизодически, делая из нее подобие подкладки или подстилки. Только приручив коз и овец, наши предки поняли, что животные это не только ценное мясо, но и масса шерсти, из которой позже научились валять ое-какие полезные вещи. Чудес, предсказуемо, в этой сфере так и не достигли, разработав всего два способа работы с войлоком – мокрый и сухой.

Мокрое валяние

Итак, масса состриженной шерсти увлажняется мыльным или зольным раствором. После чего эту массу берут в свои руки трудолюбивые люди, и старательно уплотняют материал, придавая ему нужную форму. Этот метод применяется при изготовлении плоских изделий – казахских и киргизских войлочных ковров, бурок, пим и валенок.

Сухое валяние

Шерсть сваливается при помощи крючкообразных игл с хитро размещенными засечками. Работая иглой, мастерица сбивает, спутывает, сцепляет отдельные шерстяные волокна или кардочес – коммерческая версия необходимого материала, в плотный комок. Эта техника позволяет создавать объемные предметы – фигуры животных, авторских кукол или шерстяные «барельефы» на плоских предметах, изготовленных в технике мокрого валяния.

Шерстяные истории

Наиболее желанный материал для валяния – шерсть мериноса. Это – порода овец, которая выращивается ради «золотого руна». Животные с повышенной шерстистостью весят меньше, чем овцы мясных пород. При этом они более выносливы, потому что им приходиться носить на себе до 20-30 килограмм качественной шерсти. До стрижки.

Первые мериносы были испанского происхождения. Сегодня же выделяются южноамериканские, тирольские, австралийские и новозеландские представители мериносов. Толщина волоса этих животных варьирует в пределах 15—25 мкм, что считается оптимальным диаметром для процесса фильцевания. Легендарные валенки или пимы традиционно изготавливают из волосяного покрова грубошерстных или полутонкорунных овец. Этот же материал берут, если нужно сделать примитивную игрушку в этническом русском, монгольском или китайском стиле.

Профессионалы в сфере фелтинга делят состриженное с любой овцы руно на три группы:

  1. 1. Шерсть типа сливер. Это – вычесанный волосяной покров, в котором отсутствуют остевые волоски. Достаточно однороден, пластичен. Используется в качестве базы для создания любых фильцованных произведений – от валенок до ковров.
  2. 2. Очес – самые мелкие и короткие волоски, снятые с животных. Идут на фетр. Любопытно, но в XIX веке в Европе все сходили с ума по цилиндрам, свалянным из волоса, выщипанного из меха бобра. В тоже время несортовым очесом набивали нутро мягких игрушек, замещая им традиционные опилки.
  3. 3. Выбеленка – тщательно вычесанная, выровненная путем вытягивания, выбеленная овечья шерсть. Используется в качестве светлого фона в традиционных войлочных коврах. Является идеальной базой для окраски в волокнах и готовом изделии.

Все, экскурс «на выставку высоких технологий и материалов» мы уже совершили, поэтому можем спокойно возвращаться к людям, научившимся использовать волосяные покровы животных, не убивая их. Важный момент – изготовлением изделий из войлока занимались преимущественно народы, проживающие в суровых климатических условиях. Пока древние гречанки вроде Арахны или египтянки бились над способами утончения полотна, сотканного из шерсти, жительницы стран с нордическим климатом решали проблему уплотнения изделий из аналогичного материала.

Древний Рим – шерсть, постиранная в моче

Из-за имперской политики Древнего Рима границы империи расползлись далеко за пределами похожего на райский сад Апеннинского полуострова. Следы легионеров были замечены в Альпах, на Балканском полуострове, на землях древних германцев и саксов. Льняные тоги и сандалии – не лучшая экипировка в районах с горным и умеренным климатом. Поэтому римлянам пришлось в темпе осваивать искусство сбивания шерсти.

Людей, умеющих валять, называли фуллонами. Правда, кроме фильцевания волокон животного происхождения, fullones занимались стиркой белья горожан. Наилучшее представление про процесс валяния по-римски можно получить в Помпеях. В очищенном от людей вулканом городе сохранилось 18 подобных мастерских. В каменных чашах собирали мочу, «настаивали» жидкость несколько недель, а потом бросали в нее шерсть или грязную одежду. Фуллон топтал текстиль и волокна ногами. Господин Сенека – философ и оратор, назвал это действо «танцем фуллона».

При этом вещи обезжиривались и одновременно очищались от грязи. Да, после этого шерсть и тоги тщательно полоскали. Потом волокна сбивали вручную – безвозмездный труд рабынь, или при помощи специальных прессов и каталок. Детальное описание процесса валяния можно увидеть в Помпеях, на фресках в домах на улице Меркурия. А самым популярным предметом одежды в Древнем Риме из войлока был колпак, известный в истории моды и революций под именем «фригийский».

Кавказ – бурка. Мужчины носят, женщины ваяют

Классический пример усовершенствования изделия из шерсти – изготовление бурки. Это – визитная карточка Кавказа. Неотъемлемый атрибут «рабочей одежды» пастуха, охотника, джигита, старшего в роду мужчины и первая «пеленка» для новорожденного младенца мужского пола.

Безрукавные плащи из черного руна на жителях Кавказских гор были описаны еще Геродотом. Любопытно, что для известных охотников на бурку набирали шерсть диких животных. Хотя более практичным и распространенным вариантом материала была традиция изготовления войлочных накидок из овечьей шерсти. И хотя носили их мужчины, валяли длинные и короткие плащи исключительно женщины.

Мастерица с помощницей укладывали вычесанные пасма (отдел мотка шерсти) на циновку в форме будущего изделия с учетом усадки материала, смачивали водой и укатывали, сбивая в единый массив при помощи каталки. Полуфабрикат скручивали и прогревали, вымачивали в щелочных источниках, а потом раскатывали и опять валяли. Делали это до тех пор, пока войлок не приобретал нужной плотности. Данное изделие настолько хорошо защищало от пронзительного горного ветра и мороза своих владельцев, что в конце XIX века подобный плащ был не только у каждого горца, но и у донского казака. В начале XX века подобными предметами обзавелись офицеры царской армии. «Последние герои», чей имидж был связан с буркой – господа Лермонтов и Чапаев.

Россия - валенки, валенки…

Вы тоже услышали голос Лидии Руслановой, поющей свой хит про неподшитую обувь из войлока? В представление валенки не нуждаются – в них провели свое детство многие представители нынешней молодежи, особенно те, кого угораздило родиться в Сибири.

Сегодня к этой обуви относятся со снисхождением, однако в царские времена валенки были далеко не последним предметом гардероба. Ведь только в XIX веке валеные сапожки начали производить в промышленных масштабах. На выпуске специализировалась фабриканты Ярославской, Тверской, Казанской и Костромской губернии. Валенки сбывались по 1,5 рубля за пару, что было не каждому по карману. Простой обувью не брезговала в лютые даже столичная интеллигенция. Помните, булгаковского профессора Преображенского, у которого пролетариат украл несколько пар галош. Естественно, от валенок.

Перспективы валяния

В последние десятилетия российской истории валенки и вообще все изделия из фильцованной шерсти были признаками жуткой провинции, если не сказать деревенщины. Ситуация, впрочем, постепенно меняется. Молодежь в снежных и холодных районах страны щеголяет валяными сапожками с современным дизайном и декором. А многие женщины и молодые девушки проводят свободное время на мастер-классах по изготовлению игрушек или украшений из натуральной шерсти. Говорят, что подобные занятия чрезвычайно умиротворяют, развивают творческий потенциал. Вот так вот, а вы говорите валяние …

назад
X